Рынок растворимого кофе сегодня близок к насыщению. Этот факт обусловлен регулярным увеличением объемов импорта.
Основная конкурентная борьба между игроками рынка в сложившейся ситуации будет направлена на привлечение клиентов, а также на «заманивание» потребителей из других сегментов, например, переориентация любителей растворимого гранулированного кофе на употребление сублимированного.
По данным аналитиков в начале года объем импорта напитка в натуральном выражении составлял 108,39 тыс. т. Во внешней торговле кофе преимущество имеет импорт, доля которого составила около 94,35%. Показатели в стоимостном выражении составили или 91,5%, или $ 443,31 млн.
В структуре импорта 88,68% составляет нежареный кофе, содержащий кофеин, что обусловлено его сырьевым назначением в производстве жареного кофе, а также всевозможными потребительскими предпочтениями.
Основная страна—поставщик натурального кофе (нежареного с кофеином) для РФ — Вьетнам. В соответствии с данными аналитиков, на долю продукции данной страны приходится в натуральном выражении 39,02% всего импорта.
Наиболее дорогим кофе, который поставляется странами—лидерами по объему импорта, стал напиток из Коста-Рики, который реализовывали по цене $6,58 за кг.
90% импортного кофе ввозится в нашу страну нежареным. Это можно объяснить тем, что необработанные зерна стоят в три раза меньше стоимости обжаренных.
Если рассматривать в сортовом разрезе импорт кофейных зерен, можно наблюдать следующее: зерна робусты и арабики в натуральном выражении содержат равные доли, но поскольку робуста в несколько раз дешевле, чем арабика, в стоимостном выражении лидерство принадлежит последней. На арабику сегодня приходится 70% объема выпуска кофе.
Российский рынок заполнен отечественными и зарубежными компаниями. Отечественные производители могут заниматься процессом доставки кофе потребителям, закупая его на плантациях, а также приобретать готовую продукцию прямо у зарубежных производителей, а затем распространять ее на родине.
Российский рынок кофе все еще продолжает развиваться. К возможным новинкам относится кофе различной степени обжарки, различные моносорта, смеси, привязанные к определенным местам произрастания, кофе из отобранных зерен. Вероятнее всего, компании, представленные на рынке, будут расширять ассортимент продукции и выводить на рынок новые марки.